#кухнямаркетолога

АРХЕТИПЫ И МАРКЕТИНГ

Как с помощью архетипов знать своих клиентов намного лучше?
Начнем с того, что же такое архетип.

Архетип — это психическая структура, с помощью которой проявляется и передается накопленный опыт людей. Например, никто из людей не видел живого волшебника. Однако благодаря архетипу Волшебник при упоминании этого персонажа у представителей разных культур в голове появляется практически одинаковый образ: пожилой мужчина с бородой, одетый в накидку, балахон или плащ, практически всегда имеющий головной убор, посох, суму, книги, магические атрибуты.

Создатель аналитической психологии, знаменитый швейцарский психолог
Карл Густав Юнг назвал архетипами универсальные конструкты человеческой
психики, которые представляют собой генетически наследуемую структуру на­
копленного человечеством опыта, выражающуюся в форме предрасположеннос­
ти к определенному типу восприятия, переживания, действия и понимания. Как
только объект сознания попадает в ячейку этой «универсальной матрицы», вся
она моментально заполняется усвоенным опытом человека, объединяя осознан­
ное с имеющимся опытом и наделяя единичный факт глубоким всечеловеческим
смыслом. Поэтому архетипы называют универсальными способами организации
человеческого опыта.
Как писал К. Г. Юнг: «Архетипы являются типичными ви­дами понимания, и где бы мы не встретились с единообразными и регулярно воз­никающими формами понимания, мы имеем дело с архетипом» .

Чем теория архетипов может быть полезна современному брендингу? Выбор
конкретного товара или марки определяется индивидуальным опытом потребите­
ля, и прямое обращение к этому опыту в маркетинговых коммуникациях — завет­ная мечта любого.
Архетипов очень много, вот часть их.

Архетип Маска. Он воплощает социальное в человеке. Люди надевают Маску, чтобы соответствовать ожиданиям общества. Например, когда алчный человек притворяется меценатом, он находится под влиянием обсуждаемого архетипа.

Архетип Тень. Это противоположность Маски. В Тень уходит психическая энергия, которую человек вытесняет в угоду общества. Например, если образцовый семьянин мечтает о романе с соседкой или встречается с подругой жены, он находится во власти Тени.

Самость. Это центральный архетип в аналитической психологии Юнга. Это истинное «я» человека, на которое он надевает Маску в обществе. Представьте директора крупного предприятия или политика, который приходит домой, снимает костюм, швыряет куда-то галстук и врубает Smells Like Teen Spirit.

Архетип Мать. Он воплощает женские и материнские мотивы: стремление любить, заботиться, бескорыстно отдавать, быть добрым. Когда пожилая женщина искренне говорит мальчишке в автобусе, чтобы тот не сидел под открытым окном, в ней проявляется обсуждаемый архетип. Существует похожий архетип Отец.

Также есть универсальные архетипы Воин, Волшебник, Творец, Шут, Правитель, Дорога, Государство и другие.

Архетип волшебника
Как отмечалось выше, архетипы — это содержимое коллективного бессознательного. Когда люди слышат интересные и понятные им истории, часть информации попадает прямиком в подсознание. Там полученные данные активируют архетипические энергии, и вот клиент уже кладет в корзину самый полезный для его детей йогурт с живыми бифидобактериями. Даже не пробуйте сказать ему, что доказательная медицина не подтверждает пользу употребления таких продуктов. Факты и цифры люди воспринимают на рациональном уровне. Сознание далеко не всегда пропускает фактические сведения на бессознательный уровень.

Вы наверняка слышали модный термин «сторителлинг» (англ. storytelling — повествование, рассказывание историй). Это передача маркетинговой информации с помощью понятных аудитории образов и символов. Рассказчик может передавать данные с помощью устной и письменной речи, изображений, видео и других средств.


Представьте, что вы продаете витаминные комплексы. Одна серия — это витамины для детей, а вторая — комплекс витаминов и минералов для мужчин в возрасте до 45 лет, ведущих активный образ жизни. В рекламе детского препарата вы будете использовать архетипы Мать, Отец и Опекун. При выборе архетипа для мужских витаминов возможны варианты. Скорее всего, для определения основного мотива покупателя этого продукта придется провести исследование. Возможно, мужчины, употребляющие витамины, хотят контролировать свой организм, предупреждать развитие заболеваний и преждевременное старение. В этом случае вам подойдет архетип Правитель.
Архетипы очень интересные в маркетинге и когда проигрывая роль клиентов, сразу становиться понятно, как преподносить свою услугу тому или иному архетипу.

Используйте архетипы в своем проекте, а если трудно приходите на игру.

Ирина Худякова
СЕО консалтинговой компании по маркетингу ProgressMarket и #кухнямаркетолога
Комментарии для сайта Cackle

ПОЛУЧАЙТЕ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ ПРО ИНСТРУМЕНТЫ РАБОТЫ С ЦА
Made on
Tilda