#кухнямаркетолога

КАК ПОРТЯТ РЕЦЕПТЫ И ПОЧЕМУ СУЩЕСТВУЮТ БИЗНЕС-МОДЕЛИ ЗОМБИ

Сегодня строя бизнес-модель компании или личного проекта. Мы опираемся на успех компаний таких как Apple, но от этого мы становимся успешнее. К чему ведут чужие бизнес модели, к росту или к медленному умиранию, как думаете? Не важно кто вы, коуч или компания. Это относиться ко всем.

Что бывает, когда бизнес-модель не работает, но в ней продолжают поддерживать жизнь? Получается просрочка на кухне компании.

Мы все любим истории успеха. Наше сознание работает так, что нам нравится думать о хорошем и не хочется думать о плохом. Поэтому мы пересказываем друг другу истории успеха: как Apple сделали то и добились вот таких потрясающих результатов, а Ричард Бренсон сделал это и посмотрите, где он теперь. Мы постим в социальных сетях вдохновляющие цитаты Уорена Баффета («Если вы все такие умные, то почему я такой богатый?» — так эта цитата звучит в оригинале) или, кто попроще, Олега Тинькова.



И это здорово. Но если задуматься, возникает пара вопросов. Вот, например, существуют Стив Джобс и Билл Гейтс — люди, которые начинали в гараже и создали империи. Они оба много трудились, работали, спали по три часа в сутки и имя каждого из них чуть ли не нарицательное.



Но если бы была возможность оглянуться и посмотреть — а сколько еще подростков рядом с Гейтсом и Джобсом бросили свои университеты и так же, в тот же момент, сидели в таких же гаражах и собирали такие же компьютеры, — мы увидим, что их сотни тысяч только в США.



Где они сегодня?



Удивительно, и удивительно вдвойне, что очень мало людей, кто говорит об этом. Но успех — вещь не просчитываемая, не прогнозируемая. Еще никто ни разу не сказал — вот продукт! Его ждет успех! Я уже вижу, как через 20 лет ты создашь империю. Ну, то есть, так наверно тысячи людей говорят ежедневно, но империи не создаются.



А вот неудачи. О, неудачи! Неудачи, провалы, ошибки и падения — вещь статистическая. Неудач гораздо больше. Их так много, что, скорее всего, если бы у нас была возможность собрать их все и каталогизировать, мы поняли бы, чего точно не нужно делать. «Как Добиться Успеха» мы не знаем, но понять, как избежать ошибок не так уж и сложно, если умеешь учиться на чужом опыте.



Но это трудно. Неудачи не вдохновляют. Никто не хочет заниматься неудачниками. Все хотят думать, что они и есть следующий фэйсбук, айфон и тесла.



Я же, как бизнес-шеф на маркетинговой кухне, занимаюсь проблемами. Я исправляю рецептуру и даю, то блюдо которое должно быть на вашей кухне бизнеса. Посмотрите на ошибки, которых можно избежать.



И сегодня хочу поговорить о самом распространенном типе больного бизнеса в России, с которым я встречаюсь каждый день. И Вы тоже встречаетесь. Вы просто его не замечаете, скорее всего, потому что видите его каждый день и Вам кажется, что так и должно быть, но на самом деле это неправильно.



С другой стороны, и это важно, экономика и капитализм так и работают. Возможно это звучит жестоко, такой социал-дарвинизм, но, чтобы выросло что-то хорошее, нужно сначала удобрить почву, а удобрить ее можно только мертвыми, ошибочными, примерами.



В моей практике встречались два типа «мертвого» бизнеса: зомби-бизнес и франкенштейн-стайл-бизнес. Различия между ними минимальные. Зомби-бизнес — это бизнес, который умер, а потом его оживили: вливанием денег, энергией создателей, не важно чем. Теперь это бизнес, который не приносит дохода, или находится на каком-то минимальном уровне самоокупаемости, в нем работают люди, но все это не имеет никакого смысла. Технически это мертвый бизнес. С тем же успехом можно положить деньги в банк, это будет выгоднее. Но по каким-то причинам его продолжают поддерживать. Он ходит, двигает руками и даже производит какие-то звуки. И танцы шаманов не помогают оживить его ни как.



С бизнесом в стиле Чудовище Франкенштейн чуть сложнее. Такого бизнеса, на самом деле, никогда не существовало. Это бизнес, который составлен из кусков чужих работающих моделей. Взяли чужое коробочное решение, команду, идею, слепили вместе с мыслью, что если у других работает, то и у нас тоже получится. Это не бизнес, который вырос. Который прошел разные стадии взросления. Это бизнес, который уже сразу сделали большим. Сшили на живую нитку. Потом оживили. И он тоже ходит и издает звуки.



Внешне кажется, что это люди. И на этом, пожалуй, все. Все остальные функции — создавать, любить, писать стихи и делать мир лучше у них полностью отсутствуют. Такой бизнес не посадит дерево, не родит сына, не построит дом. Он будет питаться Вашей энергией, пока Вы тоже не умрете.Знакомо?



«А как это реализуется на практике?» — спросит любопытный читатель.



Отвечаю. Чаще всего, и поэтому мы заговорили в самом начале об Apple, люди, которые затевают создание чудовища Франкенштейна, начитавшись книг по мотивации, историй успеха и разных других вдохновляющих статей, решают, что тоже так могут.



Возьмем простой пример — хипстерские кофейни.



Например, Starbucks. Есть довольно знаменитая книга «Дело не в кофе», в которой глава компании рассказывает, как благодаря упорству и труду ему удалось добиться феноменального успеха. Подробно описывает, как компания меняет мир к лучшему и т.д.



При этом сама бизнес-модель Starbucks штука довольно сложная и там действительно «Дело не в кофе», там очень много своеобразных решений, интересных сочетаний, различных заимствований и переосмыслений, повторить которые, если ты не Starbucks, довольно трудно. Эти решения не очевидны ни на первый взгляд, ни на второй. Чтобы разобраться, что именно делает компания, как зарабатывает, оптимальный вариант — в ней поработать.



При этом в книге, естественно, технические моменты опущены. Автор сосредотачивается на главной идее: мол, мы не просто кофейня. Мы — больше, чем кофейня. Мы вообще не про кофе. Мы про отношения, про пространство, про городскую среду и т.д. Говорит о глобальном понимании, оставляя технические решения в стороне. Потому что завтра будут другие решения. Они не важны, важнее — цель и смысл. Зачем писать о технических моментах и провалах, когда нужен успех.



Книга впервые вышла в свет в 2005 году. С той поры прошло 12 лет. И мы с вами за эти годы видели огромное количество маленьких кофеен, которые было принято называть хипстерскими, которые пытались реализовать эту модель, ровно как написано. Создавали пространство, привозили редкие сорта с далеких островов с труднопроизносимым названием, долго на кассе рассказывали нам про характерную кислинку, варили кофе не в машине, а в сложном приборе, похожем одновременно на стеклянный самогонный аппарат и декорацию из фантастического фильма 60-х, называли себя Бариста. Я — Бариста: учился в Лондоне, варил кофе в Амстердаме, жил на Гуаме. Теперь поднимаю кофейную культуру России. Мы не просто кофейня — мы послание миру.



Я сама лично наблюдал один такой проект. Парень открыл красивую дорогую кофейную точку в хорошем проходном месте. Место хорошее, там каждое утро проходила пара сотен офисных работников, которые по дороге на работу брали кофе в бумажных стаканчиках. Но и днем и вечером место было людным, так что, по идее, все должно было быть успешно.



Но нет. Не вышло. И по двум банальным причинам. Во-первых, работники офисов, которые располагались поблизости, не могли себе позволить такое потребление на показ. А во-вторых, рядом располагалась другая точка, где кофе стоил в разы дешевле. 80 против 150. Почувствуйте, что называется, разницу.



Так вот. Зомби-бизнес — это начитаться книг владельцев компаний и сделать, как там написано. Сделаем красивый логотип, придумаем философию, в которой напишем про умное потребление, экологическое сознание, глобализм и openmind, и будем купаться в золоте. Ну тут я просто всегда в аут улетаю)))



Я с такими ребятами не работаю, но внимательно слежу за тем, как они умирают. Стадии умирания важны. Потому что живой бизнес умирает точно так же. Здесь это просто очень на виду.





Поэтому не важно какой у вас бизнес огромный или одного человека! Смотрите всегда на всю картину в целом. Ходите меньше по модным тусовкам ищите только практиков и создавайте свои бизнес модели.

ВАМ желаю, успехов в бизнесе и относитесь проще ко всему))
Irina Khudyakova
ceo progressmarket и #кухнямаркетолога
ничего лишнего, только все по делу
ПОЛУЧАЙТЕ ЕЖЕМЕСЯЧНО ПОЛЕЗНЫЙ КОНТЕНТ
Бизнес-модели будущего
Не важно какой у ВАС продукт, важно какую ценность вы даете людям.
Приходите к нам в закрытую группу #кухнямаркетолога
Close
Made on
Tilda